Кто не курит и не пьет - тот ровно дышит, больно бьет.
Вчера киноиндустрия порадовала мой мозг творением (далеко не новым, не понимаю, как этот фильм прошел мимо меня, учитывая, что вышел он в далеком 2000-ом году) небезызвестного нам (ну мне так уж точно (**,)) Кристофера Нолана. Я знал, что до "Бэтмэна" он снимал тонкое стоящее кино, но всё как-то не доходили руки, не формировалась сама мысль копнуть в истоки его творчества. Но тяжелые времена отсутствия стоящего кино в принципе (подумать только, 5 недель - и ни одного новопросмотренного фильма, который реально бы доставил....) заставили меня копнуть в этой области (спасибо IMDB за их список лучших фильмов десятилетия) и я нашел то, что искал - "Помни" (англ. "Memento"). Собственно, во мне борются два противоречия: первое - рассказать о фильме и описать его прелести и сюжет, второе же - не хочет испортить удовольствие тем, кто прочтет эту рецензию ДО просмотра, собственно, фильма, так как ощущения смажутся, да и не люблю я, когда другие так делают. Успокаиваю себя тем, что дневник мой закрыт, вроде как, но ведь всё равно сброшу друзьям для ознакомления, кого я обманываю...
. Ну да ладно, напишу всё, и сбрасывать буду кусочки, если что. Итак, поехали:
1) Сюжет.
Туууут-то и кроется всё то, что мне так понравилось. Прежде всего, расскажу об ощущениях. Фильм увлекает, безумно увлекает. Свежесть идеи заставляет думать, пытаться предсказать, строить версии и догадки, короче - разгоняет фантазию. Плюешь на все месенджеры, социальные сети и 113 минут ты - там, вместе с главным героем пытаешься понять и вспомнить. Происходящее на экране держит в напряжении, а построение событий и неопределенность лишь подливают масла в огонь. Если говорить собственно о сюжете - он повествует о человеке, который, в результате травмы головы, приобретает редкую болезнь, которая блокирует возможность мозга запоминать события, произошедшие после травмы. Всё, что происходит с ним, стирается, примерно, каждые две минуты и Ленни (Леонард Шелби - так зовут главного героя) каждый раз приходится разбираться, где он находится, что он здесь делает, и кто такие все те люди, что находятся в этот момент вокруг него. Всё, что он знает точно - его жену изнасиловал и убил человек по имени Джон и с фамилией на букву Джи (G). Чтобы помнить хоть что-то, Ленни разработал целую систему подписанных фотографий с местами и людьми, чтобы помнить их. Также на его теле есть татуировки с фактами, в которых он уверен. Его цель - найти убийцу жены и поквитаться, это и помогает ему жить и двигаться вперед, не теряя нить и желание существовать.
Теперь о построении сюжета. Сюжет представляет собой две линии: одна идет во времени из конца к началу сегментами разной длинны, представляя собой кусочки до обнуления его памяти, то есть в каждом кусочке зрителю открывается новый сегмент пазла, который создает общую картину происходящего; вторая же линия представляет собой кусочки, которые вставляются в промежутках между кусками его памяти, описанных мною ранее, и идет в реальном времени. Во второй линии, на примере описания Ленни в телефонной беседе человека по имени Сэмми Дженкинс с такой же болезнью, раскрывается психологическая составляющая фильма, которая помогает плотнее срастись с персонажем и посмотреть на положение вещей, отбрасывая привычные и неоспоримые устои и истины. В конце фильма эти две линии сплетаются и соединяются, образуя полную картину. Всё это становится доступным для понимания только в конце фильма, а по ходу действия приходится разбираться и складывать всё самостоятельно, что отдельно доставляет
. Причем, вторая линия снята в черно-белом цвете, а первая - цветная, и, при первичном слиянии линий - вторая обретает цвет. Концовка фильма оставляет приятное меланхоличное ощущение, что есть определенные вещи, которым мы порой не отдаем должного внимания, но которые весомо влияют на нас, как на людей, которыми мы знаем себя. Сценарий фильма был написан самим Ноланом на основе рассказа его брата (вот уж семейка
), что еще раз доказало не напрасность моего восхищения этим человеком.
2) Актеры.
Актерский состав достойный, игра на уровне. Особых нареканий нет, особо понравилась игра Кэрри-Энн Мосс (та самая Тринити
). Игру актеров сюжет вытесняет на второй план, увлеченность происходящем на экране уводит игру актеров из фокуса восприятия. Картина воспринимается в целом, чему способствует способ изложения сюжета, и зритель просто находится примерно на уровне с главным героем, пытаясь всё понять и сложить в целое.
3) Декорации\Реалистичность\Операторская работа.
Декорации насыщены мелочами, герои совершают очень много действий на экране, и почти все они имеют какой-либо смысл для понимания фильма. Реализм также не уровне - пусть даже в фильме нет мощного экшна, требующего спец эффектов. Главное - не возникает чувство искусственности при просмотра фильма, как бывает зачастую. Операторская работа чем-то напомнила "Бэтмэна" (интересно
) - ракурсы непрямые, камера активно работает по ходу перемещения актеров, дает возможность оценить окружающее пространство в полной мере. Ну и черно-белая вторая сюжетная линия привносит своё неуловимое настроение.
4) Фильм и мир.
Фильм собрал огромное количество наград, исключительно лестные отзывы критиков и признание зрителей. Глубина фильма поражает и порождает после просмотра целую гамму мыслей и ощущений. Всё таки не перестаю удивляться мастерству Нолана, по моему мнению, - едва ли не самого лучшего режиссера забугорья. Радует, что фильмы в наше время всё еще снимаются в проекции авторского видения, а не только в целях наживы с неважно каким сюжетом, и исполнением.
Подытоживая, советую этот фильм для просмотра всем тем, кто еще не разучился думать и чувствовать, под тяжестью того гуано, коим сейчас нас поливают медиа. А перед господином Ноланом - снимаю шляпу, желаю ему не потерять хватку и почаще радовать нас фильмами, подобными "Бэтмэну" и "Помни", дабы поддерживать веру тех, кто еще верит в силу искусства кинематографа.

1) Сюжет.
Туууут-то и кроется всё то, что мне так понравилось. Прежде всего, расскажу об ощущениях. Фильм увлекает, безумно увлекает. Свежесть идеи заставляет думать, пытаться предсказать, строить версии и догадки, короче - разгоняет фантазию. Плюешь на все месенджеры, социальные сети и 113 минут ты - там, вместе с главным героем пытаешься понять и вспомнить. Происходящее на экране держит в напряжении, а построение событий и неопределенность лишь подливают масла в огонь. Если говорить собственно о сюжете - он повествует о человеке, который, в результате травмы головы, приобретает редкую болезнь, которая блокирует возможность мозга запоминать события, произошедшие после травмы. Всё, что происходит с ним, стирается, примерно, каждые две минуты и Ленни (Леонард Шелби - так зовут главного героя) каждый раз приходится разбираться, где он находится, что он здесь делает, и кто такие все те люди, что находятся в этот момент вокруг него. Всё, что он знает точно - его жену изнасиловал и убил человек по имени Джон и с фамилией на букву Джи (G). Чтобы помнить хоть что-то, Ленни разработал целую систему подписанных фотографий с местами и людьми, чтобы помнить их. Также на его теле есть татуировки с фактами, в которых он уверен. Его цель - найти убийцу жены и поквитаться, это и помогает ему жить и двигаться вперед, не теряя нить и желание существовать.
Теперь о построении сюжета. Сюжет представляет собой две линии: одна идет во времени из конца к началу сегментами разной длинны, представляя собой кусочки до обнуления его памяти, то есть в каждом кусочке зрителю открывается новый сегмент пазла, который создает общую картину происходящего; вторая же линия представляет собой кусочки, которые вставляются в промежутках между кусками его памяти, описанных мною ранее, и идет в реальном времени. Во второй линии, на примере описания Ленни в телефонной беседе человека по имени Сэмми Дженкинс с такой же болезнью, раскрывается психологическая составляющая фильма, которая помогает плотнее срастись с персонажем и посмотреть на положение вещей, отбрасывая привычные и неоспоримые устои и истины. В конце фильма эти две линии сплетаются и соединяются, образуя полную картину. Всё это становится доступным для понимания только в конце фильма, а по ходу действия приходится разбираться и складывать всё самостоятельно, что отдельно доставляет


2) Актеры.
Актерский состав достойный, игра на уровне. Особых нареканий нет, особо понравилась игра Кэрри-Энн Мосс (та самая Тринити

3) Декорации\Реалистичность\Операторская работа.
Декорации насыщены мелочами, герои совершают очень много действий на экране, и почти все они имеют какой-либо смысл для понимания фильма. Реализм также не уровне - пусть даже в фильме нет мощного экшна, требующего спец эффектов. Главное - не возникает чувство искусственности при просмотра фильма, как бывает зачастую. Операторская работа чем-то напомнила "Бэтмэна" (интересно

4) Фильм и мир.
Фильм собрал огромное количество наград, исключительно лестные отзывы критиков и признание зрителей. Глубина фильма поражает и порождает после просмотра целую гамму мыслей и ощущений. Всё таки не перестаю удивляться мастерству Нолана, по моему мнению, - едва ли не самого лучшего режиссера забугорья. Радует, что фильмы в наше время всё еще снимаются в проекции авторского видения, а не только в целях наживы с неважно каким сюжетом, и исполнением.
Подытоживая, советую этот фильм для просмотра всем тем, кто еще не разучился думать и чувствовать, под тяжестью того гуано, коим сейчас нас поливают медиа. А перед господином Ноланом - снимаю шляпу, желаю ему не потерять хватку и почаще радовать нас фильмами, подобными "Бэтмэну" и "Помни", дабы поддерживать веру тех, кто еще верит в силу искусства кинематографа.